foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
.

Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

Страничка новостей МБОУ СОШ №2

Новости нашей школы

Перейти

Дневник

Дневник.ру — единая образовательная сеть, которая делает образование в России эффективным и доступным!

Перейти

УРОК ЦИФРЫ

Всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий

Перейти

Форма для подачи заявления на портале Госуслуг

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой - сообщите о ней!

Перейти

Главное меню

До Последнего Звонка осталось
3
5
Дней
1
8
Часов
0
2
Минуты
2
5
Секунд

ПЛАН УРОКА.
ЦЕЛЬ:

           - Сформировать у учащихся систему знаний о структуре и функционировании биогеоценоза и агроценоза водоема.
           - Научить школьников сравнивать естественный биоценоз и агроце-ноз, объяснять причины выявленного сходства и различия, прогнозировать в них изменения.
           - Убедить, что между агроценозом и природными биогеоценозами на планете может быть гармоничное сочетание.
           - Продолжить экологическое воспитание школьников, убеждая в необходимости бережного отношения к водным запасам, их охраны от загрязнения.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «цепи питания», живые водоросли,живой материал «инфузории», иллюстрации, ТСО: проигрыватель, компьютер, диски, микроскопы.
ТИП УРОКА: Изучение нового материала.
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ: развивающее обучение, мозговая атака, исследовательское и коммуникативное обучение.


ХОД УРОКА.

1. ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель: Ребята, из увиденного здесь вам не сложно догадаться, сегодня мы будем изучать водоем. Но для этого мы должны вспомнить: ЧТО ТАКОЕ РАСТИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО?
ОТВЕТ: Это совокупность растений, произрастающих на определенной территории.
          - КАКИЕ СООБЩЕСТВА ВЫ ЗНАЕТЕ?
ОТВЕТ: сообщество елового леса, соснового леса, лиственного леса, степи, болота, водоема...
          - КАКАЯ СУЩЕСТВУЕТ ВЗАИМОСВЯЗЬ В СООБЩЕСТВЕ?
ОТВЕТ:Сообщества возникают не случайно, они складываются постепенно в течение тысячелетий. Разные виды растений приспосабливаются к совместному проживанию. В сообществе уживаются растения с разными жизненными формами и особенностями. Учитывается надземная и подземная ярусность, сезонные изменения (тюльпан это светолюбивое растение, но его можно увидеть в лесу). Так как он цветет рано и крона деревьев еще не облиствилась. Между грибами деревьями существует симбиоз, паразитизм, полупаразитизм. УЧИТЕЛЬ: Но на территории не могут жить только растения, их дополняют животные, а значит и называются ПРИРОДНЫМИ СОБЩЕСТВАМИ или БИОЦЕНОЗОМ. Животные и растения связаны пищевыми взаимоотношениями. Они образуют цепи.
Демонстрация таблицы "Цепи питания".
3. ИГРА «ЭХОЛОП»
Хлопаем в ладоши, когда я называю естественные биоценозы: луг, поле, дубрава, парк, водоём, лес, сад, болото, степи, море, водохранилище.
4. НОВАЯ ТЕМА.
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
ОТВЕТ: выбираем ответ водоем.
Чтобы изучить данный биоценоз, давайте совершим путешествие на пруд и пригласим « водяного царя и русалочку». По пути следования не забывайте заполнять таблицу в тетрадях.
Звучит шум прибоя и выходят водяной и русалочка.
ВОДЯНОЙ:
Я водяной, я водяной,
Подружелюбнее со мной,
Пока чиста моя водица,
Придете вы ко мне напиться.
РУСАЛОЧКА: Путешественники, обратите внимание на то, что мы
приближаемся к водоему и правила наши таковы:
- МЫ НЕ ДОЛЖНЫ КРИЧАТЬ.
- НАРУШАТЬ ТИШИНУ.
- НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО СРЫВАТЬ, ЛОМАТЬ, ПУГАТЬ.
Мы должны незаметно совершить путешествие по прибрежной части водоема, погрузиться в его пучину, увидеть жизнь под водой и полюбоваться ее красотой.
          Приближаясь к пруду, мы обратим внимание на деревья, растущие по берегам пруда. Это: ИВА, АКАЦИЯ, ОЛЬХА, ГЛЯДИЧИЯ.
Заросли СМОРОДИНЫ, ОБЛИПИХИ. Корни этих растений укрепляют берега ! А вы знаете, что-нибудь об этих растениях?
УЧАЩИЕСЯ: ИВА - это влаголюбивое растение, пере дождем она плачет. Её нежные, тонкие ветки касаются земли, образуя зеленые водопады. Используется в медицине, ранний медонос. АКАЦИЯ - ее цветы используют в медицине, при изготовлении духов, это прекрасный медонос. Ее ароматом наслаждаются люди. ГЛЯДИЧИЯ - семена находятся в огромных, спирально закрученных стрючках и используются в медицине. ОЛЬХА - достигает 20 м, молодые листочки очень клейкие. Она обогащает почву азотом, корневая система поверхностная. Древесину используют для копчения рыбы, а молодые побеги заготавливают для скота. Шишки используются в медицине, как вяжущее средство.
СМОРОДИНА - ее корни и плоды используются в медицине, в плодах много витамина С, прекрасный медонос. ОБЛЕПИХА - неприхотливое , переносит перепады температур, сильнейшая корневая система. Используется в медицине, для лечения ожогов, ранозаживляющее и болеутоляющее средство.
РУСАЛОЧКА: Это - РОГОЗ, ОЗЕРНЫЙ КАМЫШ, ОСОКА, СУСАК, АИР, ГРЕЧИХА ЗЕМНОВОДНАЯ, ИРИС-КАСАТИК, СУСАК-ЗОНТИЧНЫЙ, ХВОЩ ПРИРЕЧНЫЙ, ЧАСТУХА ПОДОРОЖНИКОВАЯ.
РУСАЛОЧКА: А вы что-нибудь знаете об этих растениях?
УЧЕНИК: КАМЫШ-ОЗЕРНЫЙ - это многолетнее растение, высотой 2 метра, цветет с мая по июль. Образует непроходимые заросли, соцветия невзрачные. РОГОЗ - имеет красивые коричневые необыкновенные соцветия. Ими украшают интерьеры квартир. ТРОСТНИК- многолетний злак, высотой до 4 м. Украшен пушистой метелкой. ОСОКА- растение с горизонтальными корневищами и жесткими, ланцетными листьями. Ими очнь легко порезать руку. СУСАК- растения 150см высотой, мечевидные листья собраны В прикорневую розетку. ЧАСТУХА - Подводные листья появляются раньше надводных. Цветет бледно-розовыми соцветиями. ХВОЩ - размножается летом. Красивая , нежная зелень Напоминает елочку, с шишкой на верху.
РУСАЛОЧКА: Посмотрите внимательно на пруд, вы увидите удивительную картину. С увеличением глубины, камыш уступает место КУБЫШКАМ, КУВШИНКАМ. Рвать эти красивые цветы нельзя! Размножаются эти растения семенами, а сорвав цветок, вы поломаете толстый, мясистый стебель, из-за чего растение загнивает и погибает. На ночь эти прекрасные цветы прячут свои соцветия в воду, а утром просыпаясь, вновь раскрывают лепестки. На смену белым и желтым цветам приходят розовые - это СТРЕЛОЛИСТ. Это растение интересно тем:, что имеет 3 вида листьев. Ланцетные под водой, округлые на воде, и стреловидные возвышаются над водой. На поверхности воды можно увидеть самое маленькое растение-РЯСКУ. А вот выглядывают из воды соцветия - РДЕСТА, белые цветочки ТЕЛОРЕЗА и ВОДОКРАСА. И конечно же не возможно не заметитьголубые глазки - НЕЗАБУДКИ и рядом белое покрывало - БЕЛОКРЫЛЬНИКА.
ВОДЯНОЙ: Но это же не все!. В тихих заводях на зеркале водоема можно встретить бегающих по воде хищных КЛОПОВ- ВОДОМЕРОК, Быстро плавающих кругами жуков - ВЕРТЯЧЕК. Из под листочка добрыми глазами смотрит лягушонок. В зарослях можно уводеть ЦАПЛЮ, ЛЕБЕДЕЙ, УТОК, ВЫПЬ. Эта красота не может обойтись без порхающих "цветочков" - БАБОЧЕК, любопытных СТРЕКОЗ. Можно услышать писк КОМАРА, или жужжащего ЖУКА, БОЖЬЮ КОРОВКУ. А среди корней прибрежной растительности ползущего УЖА или ЗМЕЮ, торопящуюся куда-то ЧЕРЕПАШКУ. Прислушайтесь. Да это же поют ПТИЦЫ. Давайте послушаем их.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «ПЕНЬЕ ПТИЦ»
ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО. (растения)
РУСАЛОЧКА: А теперь мы погружаемся в водное царство. Кто мне поможет разобраться в растениях?
УЧЕНИК: В толще воды мы можем увидеть одноклеточные водоросли ХЛОРЕЛЛУ И ХЛАМИДОМАНАДУ. Из нитчатых- СПИРОГИРУ (спиральный хроматофор), УЛОТРИКС (хроматофор виде полукольца), КЛАДОФОРУ (с сетчатым хроматофором). Из зеленых - УЛЬВА, НИТЕЛЛА, ХАРА. Из бурых - ЛАМИНАРИЯ, ЦИСТОЗЕЙРА. Красные водоросли- АНФЕЛЫДИЯ, РОДИМЕНИЯ, ПОРФИРА, ФИЛЛОФОРА.
УЧЕНИК: Водоросли имеют огромное значение: образуют прибрежный ил, служат кормом для животных, идет и и ищу человека, обогащпет воду кислородом, служит убежищем. Из водорослей получают целлюлозу. Хлорелла является индикатором чистой воды.
ВОДЯНОЙ: Что мы еще можем увидеть в водоеме?
УЧЕНИК: АМЕБУ, ИНФУЗОРИЮ-ТУФЕЛЬКУ, IЩКЛОШ, ДАФНИЙ, РАКА, ТРИТОНА, ПАУКА-СЕРЕБРЯНКУ, ЖУКА-ПЛАВУНЦАД,
УЛИТКУ, ПЕРЛОВИЦУ, ЛИЧИНКУСТРЕКОЗЫ, ПИЯВКУ, ГОЛОВАСТИКА., рыб: ЩУКУ, КАРАСЯ, ОКУНЯ.
ВОДЯНОЙ:А умеют ли разговаривать рыбы? Давайте послушаем. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. (голоса рыб)
РУСАЛОЧКА: может вы еще что-то знаете?
УЧЕНИК: Водяные ПАУКИ-СЕРЕБРЯНКИ живет в пресных водоемах, питается водными насекомыми. Запас воздуха для дыхания паук удерживает многочисленными волосками на брюшке. Самка строит из паутины колоколообразное подводное гнездо с запасом воздуха. В нем помещает кокон и охраняет их до выхода молоди. Черепаха питается насекомыми, моллюсками, червями, земноводными, водорослями. Зимой впадает в спячку. Половозрелой становится на 9 году.
УЧЕНИК: Важная роль в очистке воды принадлежит растению ВОДЯНОЙ ГИАЦИНТ, поглощающий огромное количество ядовитых веществ, вредные отходы производства. И еще - КАМЫШ очищает воду от болезнетворных бактерий, излишков солей, отходов нефти. Таким образом, все обитатели пруда помогают жить друг другу и самому пруду.
УЧИТЕЛЬ: Да, ребята, и мы с вами должны помогать жить нашим прудам, речушкам, родникам. Чистая вода нужна всем, без нее невозможна жизнь на Земле.
«Люди бросают грязь и мусор,
Не любят реченьку свою,
Ах, если б слышали вы люди,
Как стонет речка по утру.
А возле леса на опушке,
Грибы давно уж не растут,
Завалено все страшной кучей,
А все везут, везут, везут».
УЧИТЕЛЬ: Запишите , пожалуйста, какие растения и животные вы запомнили. Прочитайте.
РЕБЯТА! Мы с вами совершили увлекательное путешествие на водоем. Узнали что называют биоценозом. Для многих стало открытием, что рыбы разговаривают. Без природы мир казался бы нам пустым и мрачным. Давайте вместе будем, бережно относится к природе и охранять ее. Как призывал охранять природу ПРИШВИН: «ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ, ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ РОДИНУ»

Авторизация

Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов