foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
.

Спасибо, что зашли!

Главное меню

До Последнего Звонка осталось
5
6
Дней
0
8
Часов
1
1
Минут
1
6
Секунд

ПЛАН УРОКА

ЦЕЛЬ:
Образовательная - расширить знания учащихся о многообразии, деревьев, осуществить межпредметные связи по данной теме, используя литературу, ИЗО, русский язык, музыку.
Развивающая - показать, как-то пользу приносят деревья человеку.
Воспитывающая - привитие любви к природе России.

ОБОРУДОВАНИЕ: Иллюстрации с изображением плодовых и декоративных деревьев, листы бумаги, кисточки, краски, ТСО, короткометражный фильм «Растительный мир России», сборники стихов, литературные произведения, магнитофон, диск с записями песен о березе.

ХОД УРОКА

1. БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ по результатам проведения экскурсии.
          УЧИТЕЛЬ: - Что мы узнали интересного на экскурсии?
          УЧАЩИЕСЯ: - Познакомились с деревьями нашего города.
          УЧИТЕЛЬ: - Какую пользу приносят деревья?
          УЧАЩИЕСЯ: - дают кислород, плоды, тень, служат кормом для животных, человек использует стебли, листья, цвет и плоды растений, очищают воздух.
          УЧИТЕЛЬ: -Что вы знаете интересного о деревьях нашего города?
          УЧАЩИЕСЯ: -
          а) Ива - достигает 30м в высоту, перед дождем плачет, мягкая древесина используется для резьбы по дереву, выдалбливают корыта, делают веревки, плетут лапти. В медицине используют как противовосполительное средство, вяжущее, является ранним медоносом. Мы познакомились с ивой белой и ивой корзиночной.
          б) Тополь - размножается отпрысками, может дать более 20 Оотпрысков. Почки и листья используются для успокоительных ванн. Эфирное масло из почек используют в парфюмерной промБппленности. Пчелы собирают на листьях и почках клейкое вещество и превращают его в прополис. Но часто во время цветения пух вызывает аллергию. Огромная листовая масса очищает воздух от пыли и обогащает кислородом. Летучие выделения молодых листьев губительны для вредных микроорганизмов.
          в) Рябина - это растение имеет красивые плоды. Есть рябина Сибирская, Амурская, Тяныпанская. Плоды используются в медицине, употребляются в пищу: изготовляют мармелад, пастилу, варенье, ликер, уксус, квас. Упругая древесина идет на изготовление музыкальных инструментов, для поделок, служит основным кормом для соболя, хороший медонос.
          г) Дуб - относится к долгожителям, Он живет более 2 тыс, лет, достигает высоты 40м. Плоды дуба любят кабаны, свиньи. Первый хлеб пекли именно из желудей дуба. Кора дуба обладает вяжущим средством. Для выработки шкур и кожи используют кору дуба. В медицине используется, как противовоспояительное, при болях в желудке. В воде дуб не гниет, и из выдержанного дуба изготовляют дорогостоющую мебель. На листьях дуба есть галлы, из которых при соединении с железом и термической обработке получают чернила.
          д) Каштан- конский и съедобный. Из плодов съедобного каштана получают муку, не уступающую пшеничной. Это теплолюбивое растение, цветет в конце мая, очень красивыми соцветиями, напоминающими свечи. Прочная древесина используется как строительный материал. В столярном деле из нее изготовляют бочки для самых дорогих вин. Листья каштана содержат витамин К и танины, поэтому применяется в медицине при внутренних кровотечениях, получают дубильные экстраты.
е) Вяз- растение в 7 раз лучше очищает воздух, чем клен и липа. Кора у вяза съедобная, прутья вяза находят самое разнообразное применение.
ж\ Клен- неприхотливое растение, в его соке содержится 4% сахара. В Канаде из сока делают кленовый сахар. Существует много видов клена.
          з) Липа- высокое дерево, листва и соцветия придают ей необыкновенную привлекательность во время цветения и привлекает своим ароматом. Это хороший медонос, с одного гектара пчелы собирают до 800кг меда. Внутренняя часть коры - лыко, используется для изготовления лаптей. На изготовление одной пары лаптей нужно три пятилетних деревца. Цветы используются в медицине, как противовосполительное средство, общеукрепляющее, жаропонижающее.

2. ПРОСМОТР КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА, снятого на камеру, во время экскурсии по городу
          УЧИТЕЛЬ: - Какое дерево вам больше всего понравилось? - Символом России является дерево...?
          УЧАЩИЕСЯ: Предполагаемый ответ- береза.
          3. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ о березе.
Опять о них, кудрявых и белесых..
А что тут делать, если на Руси.
У всех дорог встречаются березы.
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси...
          Нет в русском лесу дерева, роднее и ближе, чем береза. И может быть, нет на свете дерева - красивее березы.
          Тонкая, ажурная, бледно-зеленая листва над молочно-белым стволом, удивительно хорошо сочетается с серо-голубым небом и всегда побуждает в нас нежное, доброе чувство, рождает ощущение необыкновенной радости и полноты жизни. Так описывал березу писатель И.Соколов-Микитов:
Ты до того березонька красива,
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я не мыслим без твоей красы.
          Но как бы ни была красива одна береза, или даже завещанная нам Лермонтовым чета белеющих берез, совсем другое дело- целый березовый лес. Он хорош во всякую пору. В березовом лесу всегда светлее, чем в каком-то другом: как будто березы сами светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя. К роду берез относятся около 120 видов, из них в России произрастает 40 видов. Первое место принадлежит березе бородавчатой.
          Это дерево вырастает до 30 м. высотой, с гладкой белой корой, и крупными ветвями. Молодые побеги красно-бурые, усаженные смолистыми бородавочками, часто повислые, отчего крона приобретает плакучую форму. Листья ромбически-яйцевидные, с клиновидным основанием, голые, дважды пильчатые. Цветки в однополых сережках. Плоды односеменные орешки, с крылышками. Рано распускается и опыляется ветром. Плодоносить начинает с 20 лет, на открытых местах с 10. Есть еще даурская, японская, повислая и др.Общая площадь березовых лесов в России - 90 млн. га. Произрастают березы повсеместно.
          УЧИТЕЛЬ: - А что вы знаете о березах?
          УЧАЩИЕСЯ:
          1. Цветут березы в апреле-мае. Плоды настолько легки, что отлетают от материнского дерева на 0,5 км. 70000 семян весят всего 4гр. Зеленые насаждения берез площадью в 1га усваивают за 1 час 8кг углекислого газа, столько выделяют 200 человек.
          2. Березы не любят затяжных дождей, так как дождь вымывает из листьев сахар, кислоты, питательные вещества. За 2 суток дождь может вымыть больше половины калия, кальция, магния, фосфора, серы, азота. Фотосинтез не идет и растения бледнеют и испытывают голод.
          3. Есть еще береза пушистая, которая похожа на обыкновенную березу, только у нее опущенные ветки. Издавна люди охотились за карельской березой, что привело почти к полному уничтожению.
          Но есть еще крохотная жительница карликовая береза. Высота ее достигает несколько сантиметров, а ствол не толще карандаша.
          УЧИТЕЛЬ: - За что это дерево уважает медицина?
          УЧАЩИЕСЯ: - Почки, ее используются в медицине:
- при повышенном артериальном давлении;
- при плевритах;
- при недостатке кровообращения;
- при камнях в желчном пузыре;
- воспалении суставов;
- как болеутоляющее средство, противовосполительное, потогонное, мочегонное, отхаркивающее;
- средство для улучшения роста волос, витаминные настои богатые аскорбинкой;
- в ликеро-водочном производстве.
          УЧАЩИЕСЯ: - предлагают посмотреть схему на ватмане: «Что можно получить из березы».
Фанера, лыжи, мебель, катушки, спирт, уксусную кислоту, березовый уголь, который долго горит и не коптит, вяжут веники для бани, из бересты делают короба, туески для ягод, солонки. Ведра, берестой крыли крыши (она долго не гниет), ею оборачивают столбы, зарываемые в почву, как писчий материал, деготь, лосьоны, сок, для окраски одежды, кремы.

4. БЕРЕЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ.
          УЧИТЕЛЬ: Да, это красивое дерево в любое время года. Своей красотой березы воодушевляли писателей и поэтов, которые восхищались и выражали свой восторг в произведениях.
          УЧАЩИЕСЯ Читают стихи о березе (зто задание они получили заранее):
БЕРЕЗКА
На заре зеленую березку
В краю весеннего села.
Полоснул ножом своим подросток,
Мимоходом, в шутку, не со зла.
Может быть, с сегодняшнего утра
Ей не встать бы, сбитой наповал.
Только кто-то ласковый и мудрый.
Рану у нее забинтовал,
И ушел, оставшись безымянным.
Доброглазый этот человек...
Затянуло время злую рану,
К солнцу новый вскинула побег,
И огонь ликующе зеленый, С той поры в ветвях ее не гас.
Очень уж хотелось, знать спасенной;
Кто ее от смерти верной спас?
И тянулись ветки в час затишья,
Каждого потрогать из ребят...
Не тебя ль березка эта ищет?
Очень жаль...
Я думал, что тебя.

          Да! Многое могут сделать люди. Посадить березку, сохранить ее и даже взять с собой в заоблачные дали. Как это сделал Борис Волынов, взяв в космический полет с собой веточку подмосковной березы. Вернулась на Землю веточка, приживили ее снова к родному стволу. И приросла она, зацвела на радость людям. И никому не придет в голову, что она побывала в космосе.
          Человек не только должен любоваться природой, но должен ее также приумножать и охранять. Ведь не даром народная мудрость гласит: «Того, кто посадил дерево, поблагодарят внуки. А того, кто погубил- проклянут и дети.»

«ПАСТУХ КОРУ НАДРЕЗАЛ У БЕРЕЗЫ» Н. Брауна.
Пастух кору надрезал у березы.
Склоняясь, тянет сладкий сок,
За каплей, капля падает в песок,
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
А над землей дыхание весны,
И все деревья с корня до листочков,
Едва раскрывшихся, напоены
Железной силой, рвущей силы почек.
Так ясен день! Так небосвод глубок!
Там журавли курлыча, пролетают!
И в этот миг, березке невдомек
Что может быть, смертельна рана злая.
Что может быть от муки холодея,
Она увянет к будущей весне:
Иссохнет ствол, и ветви онемеют
И помертвеют корни в глубине.
Но этот черный день еще далек.
И долго будет кровь ее струиться.
И пчелы пить густой пахучий сок.
Покуда ж все как прежде зеленеет,
Наряд ветвей, и зелень так свежа!
И пьет пастух.
И на коре желтеет
Глубокий след пастушьего ножа!
Смотрите в приложении к уроку. (стихи)

          УЧИТЕЛЬ: Много довелось увидеть за свой долгий век русской березе:
          Я не знаю, кто давал позывные радиостанциям, но знаю, что не было полка, дивизии, где бы молоденькая, стройная как березка, радистка не кричала в трубку нолевого телефона:
«Я - березка! Я - березка! Отвечайте. Сколько приказов и сводок передала эта «березка» , сколько она сообщила радостных вестей. Но слышала фронтовая радия и другие позывные:
          «Я - береза! Я - береза! Наш КП окружили немецкие танки! Все ушли в атаку! Никто не вернулся! Я - одна! Я не успею сжечь документы. Давайте огонь на меня! Я - береза! Я - береза!.
          Так и не вернулась с поля боя наша березка. РУССКАЯ БЕРЕЗА! Я произношу эти слова и мысленно вижу сотни тысяч берез, которые протянули свои ветки: к могилам неизвестных солдат. На братских могилах растут березы. Березы - это символ России, жгущее воспоминание о войне.
5. БЕРЕЗА - СИМВОЛ РОССИИ
          УЧИТЕЛЬ:
«Ты так мила, мне, до любой росинки,
В твоих просторах дремлет тишина»
Россия и береза! Эти два слова, как бы слиты воедино. И нет в русском лесу дерева более поэтичного, чем береза. Известный ансамбль народного танца носит ласковое название « Березка», который знают далеко за пределами нашей Родины. А сколько красивых песен поется о ней. И где бы не росла русская березка, везде она приносит людям радость, свет. Стоит она красавица русского леса, ветерок шелестит ее ветвями, благодатный дождик поливает ее листья, живительное солнце греет ее, а зимой снежная шуба прячет от мороза. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу березку! Это же сама РОССИЯ, милая Родина наша, гордыми и светлыми очами смотрит на мир! И будет стоять она вечно, как наш народ, как наша русская земля!
"БЕРЕЗКА" Пинясов.
Для меня березка- часть России,
Есть она и будет, и была...
Вот березку росы оросили
И стоит она белым - бела.
Сколько раз осколки били в каску
Но живым я вышел из огня;
Верил я, не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
Ты, березка, искренне поведай,
Эту быль подснежникам весны,
Как ждала, ждала с победой.
Сорок с лишним месяцев войны!
Снова у родного перекрестка,
Я стою взволнованный с утра - Вот она, заветная березка,
Теплый образ света и добра

          Не только писатели, поэты любовались даром природы, композиторы писали музыку. Давайте послушаем песни. ЗВУЧИТ МУЗЫКА, исполняются песни о березах. (Смотрите в приложении к уроку)
6. БЕРЕЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ И ДЕТЕЙ.
          УЧИТЕЛЬ: Красоту берез воспевали и художники, они запечатляли ее на полотнах. Давайте посмотрим иллюстрации и картины великих художников. И проведем конкурс на лучший рисунок. Используя способы проведения прямой линии и примакивания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Звучит музыка, учащиеся рисуют березу. Из рисунков оформляем выставку.
          УЧИТЕЛЬ: Любите природу так, как призывал ее любить великий русский писатель А.П.Чехов.
«Когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко виноват буду и я. Когда я сажаю березку, и вижу как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью».
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
          УЧИТЕЛЬ: на уроке мы узнали много нового о значении деревьев.
Пришли к выводу, что самым красивым деревом оказалась береза, что она является символом России, что ее красотой любовались во все века художники, поэты, композиторы. Что много деревьев беспощадно истребляется, и что береза тоже нуждается в охране. УЧАЩИЕСЯ: высказывания и пожелания детей.
Комбинированный урок очень понравился, своим богатым материалом о растительном мире, обширным кругозором. Одним понравились песни, другим стихи, а третьи с З'довольствием рисовали. Учащиеся хотели бы чаще проводить такие уроки.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
          Продолжить начатую тему дома: прочитать стихи о природе, можно нарисовать любое растение, прочитать рассказ о природе.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
СТИХИ.

1. "Береза" В. Рождественский.
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей.
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на полянке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла
Дождинки встряхнув, улыбнется
Береза и вновь весела.
Наряд ее легкий, чудесен,
Нет дерева сердцу милей
И много задумчивых песен,
Поется в народе о ней.
Он делит.с ней радость и слезы.
И так ее дни хороши.
Что кажется - в шуме березы,
Есть что-то от русской души.

2. Фет
Учись у них - у дубаи березы.
Крутом зима жестокая пора.
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула сжимаяся кора
Все злей метель и скаждою минутой
Сердито рвет последние листы.
И за сердце хватает холод лютый,
Они стоят молчат, молчи и ты.
Но верь весне. Ее примчитчся гений.
Опять теплом и жизнею дыша,
Для ясных дней, для новых откровений,
Переболит скорбящая душа.

ПЕСНИ О БЕРЕЗЕ.
1. Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины?
Над ширью пашен и полей,
И у берез и тополей,
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат.
И вам ответят их сыны.
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.

2. Ты тоже родился в России
В краю полевом и лесном,
У нас в каждой песне береза.
Береза под каждым окном.
На каждой весенней поляне.
Их белый живой хорововод.
Но есть в Волгограде березка.
Увидишь и сердце замрет.

3. Лишь только по денежник
Распустится вновь,
Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах,
Появляется сок,
То плачут березы,
То плачут березы.

4. Отговорила роща золотая,
Березовым веселым языком,
Печально пролетая
Уж не жалеют больше ни о чем.
И журавли печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.

5. Мееяц свои блестки,
По лугам раскинул.
Стройные березки,
Стройные березки,
Что-то шепчут липам.
Травы, травы, травы не успели.
От росы серебряной согнуться.
И такие нежные напевы,
Отчего-то прямо к сердцу льются.

Авторизация

Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов