foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
.

Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.

Главное меню

До Нового Года осталось
7
0
Дней
0
0
Часов
3
7
Минут
5
8
Секунд
Накануне Нового года, мы выпускники 2010 года навестили своего классного руководителя ЗАХАРОВУ ГАЛИНУ ИВАНОВНУ и хотели бы поделиться своими впечатлениями.
Галина Ивановна встретила нас также тепло и ласково как прежде с улыбкой на лице. Мы пили чай, рассказывали о себе, вспоминали школьные годы. Это прекрасный человек, честный, добросовестный, трудолюбивый, ласковый и строгий. Преподаватель, прекрасно знающий свой предмет. Она владеет необычным талантом заинтересовать и преподнести свои знания детям. Биология - это интересный, но в то же время, сложный предмет. Так считаем не только мы. все дети в нашей школе любили и любят биологию. Незабываемые уроки, мероприятия, походы. Их было так много, что невозможно всех перечесть.
Имея своих четверо детей, Галина Ивановна с нами - своими учениками - каждый год весной и осенью ходила в поход. Мы готовили салаты, варили уху, играли в футбол, волейбол. Мы знали, что она безумно влюблена в белые розы и в её саду больше 70 сортов этих цветов. Сад цветет с ранней весны до морозов. Галина Ивановна любит чистоту, поэтому и нас всех научила «грести» веником. Ей нравилось готовить для нас, угощать конфетами: то конец четверти, то праздник, то у нее день рождения… всего не упомнить. Любимая погода ее- падающий хлопьями снег. И вот картина- снег по колено, а дети с харчами по бездорожью идут всем классом в поход- к Диме Егорову на загородную дачу. Там мы жарили на костре сало, сосиски, хлеб, пили чай со сладостями. Вкуснее мы никогда ничего не ели! А как к Ремзаводу тащили все по очереди огромный арбуз, который Леша Кулягин взял в поход. Когда же, наконец, пришли, то все расслабились, стали отдыхать, а арбуз покатился с горки, разбился о дерево и поплыл по реке. Мы тогда так хорошо отдыхал, а потом …пошел ливень. Все промокли до нитки. Муж Галины Ивановны, которого она вызвала по телефону, вывозил на машине нас всех по очереди до города. Не забыть, как в 6 классе мы ели на уроке плоды, искали семена. Изучали сочные и сухие плоды. Это так здорово - есть на уроке. Например, когда изучали капусту то нарезали пять или 6шесть видов салатов из разных сортов капусты, рассказали о значении этой сельскохозяйственной культуры, а потом нужно было её съесть кто быстрее. Сначала ели культурно вилками, а потом стали есть руками. На всю оставшуюся жизнь наелись. Остался в памяти урок «Движение-это жизнь», который Галина Ивановна вела с Владимиром Петровичем Шумейко и выступала гимнастка. Запомнился нам и урок при свечах. Какие мы тогда березы нарисовали! А после работы на субботниках мы собирались у нее дома, кушали, отдыхали, слушали музыку в саду. Классные часы, особенно в старших классах, Галина Ивановна проводила не только в классе, но и у учеников дома! Сбежишь с урока, ещё до дома не дошёл, а мама уже знает. Прогулял - вечером жди в гости Галину Ивановну. Софья Чуднова прогуляла, а вечером звонок, девчонка испугалась, что бабушка узнает, и рассказала обо всем сама. А звонок -то был не от классного руководителя! Теперь вспоминаем и смеемся. В этом году многие наши одноклассники оканчивают институты, многие отслужили, некоторые получили специальность и работают. При своей занятости наша классная мама всегда находила время поговорить по душам с каждым. Мы доверяли ей свои секреты, некоторые вещи даже родные мамы не знали. В сложных ситуациях, когда по «ошибке» задерживала милиция вечером, в первую очередь звонили ей, а не домой. Галина Ивановна мечтала быть медиком, а стала учителем биологии. Получила высшее образование и теперь готовит детей к поступлению в медицинские, сельхозхозяйственные , педагогические высшие учебные заведения. Её ученики успешно сдают ЕГЭ, занимают призовые места на олимпиадах, участвуют в областных конкурсах. В этом году заканчивает биофак в МГУ наш одноклассник Олег Карпов . Галина Ивановна гордиться своими выпускниками.
Сегодня многие из них работают врачами, агрономами, медсестрами, фармацевтами: А. Курчавый, А.Климаева, А.Рустамова , А. Молчанова , Е. Жиденко , Е.Черешенко, Ф.Полтораков , И.Идиев, М.Божанова. Е.Бродецкая, О.Пластинина, Е.Рыбина, А.Стеценко. Многие только учатся – В.Антонов , К.Катюнина , А.Буторина , А.Гавриловец , В.Хомутова . Пока мы смотрели альбомы с фотографиями, Галина Ивановна практически за каждого своего ученика нам рассказала интересные истории. За добросовестный труд учитель награждена грамотами Министерства Украины, России и области. Интересно то, что 1954г открылась наша школа и в этом году родилась Галина Ивановна. Так что у неё в этом году тоже будет юбилей. Её трудовой стаж - 42года. В нашей школе она отучалась 10 лет и 20 лет преподает. Её кабинет биологии -самый красивый Галина Ивановна уже пять лет на пенсии , но ещё продолжает работать. Она полна энергии и прекрасно выглядит. В этом году учащиеся нашей школы заняли два первых места в районной олимпиаде по биологии. \Канавалова А.-9б класс и Поддубный В-11акласс\ Молодцы ребята! Мы гордимся вами, Вы продолжаете отстаивать честь школы. Наша школа может гордиться таким учителем, как Галина Ивановна. От ВСЕХ выпускников мы желаем Галине Ивановне ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ, СИЛЫ, ТЕРПЕНИЯ, ЖИЗНЕННЫХ СИЛ. А, Вам, дорогие наши учителя, мы посылаем искренние слова благодарности за преданность своему делу, теплоту души. Желаем вам здоровья, радости, счастья и успехов, в вашем нелёгком труде! Побольше Вам хороших учеников, чтобы они своими успехами, делами прославляли самую лучшую школу г. Цимлянска.
Ваши выпускники 2010г. Паруйр Петросян и Максим Поротников

          Мы, учащиеся 8-а класса МОУ СОШ № 2, хотели поделиться своими школьными делами. Биологию в нашей школе ведет опытный учитель с высшей категорией ЗАХАРОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА. Во-первых, это грамотный, отзывчивый, честный человек, трудолюбивый , любящий свою профессию и нас. Ее уроки всегда яркие, интересные, необыкновенные, надолго запоминающиеся. Галина Ивановна завораживает нас своим предметом, учит любить природу, ценить свою жизнь и приучает к труду. Мы вместе с ней на протяжении многих лет ухаживаем за цветником. Ведь ни в одной городской школе нет такой красивой и чистой школьной территории. А в этом году наш цветник будет еще краше, потому что мы посадили 60 кустов роз, за что благодарны городской Администрации.
          Любой урок Галины Ивановны -неповторим. Совсем недавно она провела интегрированный итоговый урок по теме: «Значение движения для здоровья человека». Урок прошел на одном дыхании. Вели его 2 учителя Галина Ивановна и Шумейко Владимир Петрович-учитель физкультуры. К уроку мы готовились очень ответственно и с удовольствием. Учащиеся с урока взяли много полезного для себя, услышали мудрые высказывания великих людей; смотрели презентации : «О вреде курения», «Спорт и здоровье». С Владимиром Петровичем мы выполняли и анализировали физические упражнения. Нам посчастливилось полюбоваться выступлением гимнастки. Научились приемам релаксации. Под шум моря и крики чаек, мы отдыхали целую минуту. Катя Сиротина проанализировала ход урока.Хорошие знания по теме показала Ступина Таня, Гудзич Юлия,Сивашов Дмитрий и многие другие ребята.
          Мы в восторге от такого урока, и хотим выразить благодарность всем , кто принимал участие в этом уроке и особую благодарность Галине Ивановне. Хотелось пожелать ей почаще проводить такие замечательные уроки.

Прыткова Ангелина,
Давыдов Никита,
Овчинникова Анна.

ПЛАН УРОКА.
ЦЕЛЬ:

           - Сформировать у учащихся систему знаний о структуре и функционировании биогеоценоза и агроценоза водоема.
           - Научить школьников сравнивать естественный биоценоз и агроце-ноз, объяснять причины выявленного сходства и различия, прогнозировать в них изменения.
           - Убедить, что между агроценозом и природными биогеоценозами на планете может быть гармоничное сочетание.
           - Продолжить экологическое воспитание школьников, убеждая в необходимости бережного отношения к водным запасам, их охраны от загрязнения.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «цепи питания», живые водоросли,живой материал «инфузории», иллюстрации, ТСО: проигрыватель, компьютер, диски, микроскопы.
ТИП УРОКА: Изучение нового материала.
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ: развивающее обучение, мозговая атака, исследовательское и коммуникативное обучение.


ХОД УРОКА.

1. ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель: Ребята, из увиденного здесь вам не сложно догадаться, сегодня мы будем изучать водоем. Но для этого мы должны вспомнить: ЧТО ТАКОЕ РАСТИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО?
ОТВЕТ: Это совокупность растений, произрастающих на определенной территории.
          - КАКИЕ СООБЩЕСТВА ВЫ ЗНАЕТЕ?
ОТВЕТ: сообщество елового леса, соснового леса, лиственного леса, степи, болота, водоема...
          - КАКАЯ СУЩЕСТВУЕТ ВЗАИМОСВЯЗЬ В СООБЩЕСТВЕ?
ОТВЕТ:Сообщества возникают не случайно, они складываются постепенно в течение тысячелетий. Разные виды растений приспосабливаются к совместному проживанию. В сообществе уживаются растения с разными жизненными формами и особенностями. Учитывается надземная и подземная ярусность, сезонные изменения (тюльпан это светолюбивое растение, но его можно увидеть в лесу). Так как он цветет рано и крона деревьев еще не облиствилась. Между грибами деревьями существует симбиоз, паразитизм, полупаразитизм. УЧИТЕЛЬ: Но на территории не могут жить только растения, их дополняют животные, а значит и называются ПРИРОДНЫМИ СОБЩЕСТВАМИ или БИОЦЕНОЗОМ. Животные и растения связаны пищевыми взаимоотношениями. Они образуют цепи.
Демонстрация таблицы "Цепи питания".
3. ИГРА «ЭХОЛОП»
Хлопаем в ладоши, когда я называю естественные биоценозы: луг, поле, дубрава, парк, водоём, лес, сад, болото, степи, море, водохранилище.
4. НОВАЯ ТЕМА.
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
ОТВЕТ: выбираем ответ водоем.
Чтобы изучить данный биоценоз, давайте совершим путешествие на пруд и пригласим « водяного царя и русалочку». По пути следования не забывайте заполнять таблицу в тетрадях.
Звучит шум прибоя и выходят водяной и русалочка.
ВОДЯНОЙ:
Я водяной, я водяной,
Подружелюбнее со мной,
Пока чиста моя водица,
Придете вы ко мне напиться.
РУСАЛОЧКА: Путешественники, обратите внимание на то, что мы
приближаемся к водоему и правила наши таковы:
- МЫ НЕ ДОЛЖНЫ КРИЧАТЬ.
- НАРУШАТЬ ТИШИНУ.
- НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО СРЫВАТЬ, ЛОМАТЬ, ПУГАТЬ.
Мы должны незаметно совершить путешествие по прибрежной части водоема, погрузиться в его пучину, увидеть жизнь под водой и полюбоваться ее красотой.
          Приближаясь к пруду, мы обратим внимание на деревья, растущие по берегам пруда. Это: ИВА, АКАЦИЯ, ОЛЬХА, ГЛЯДИЧИЯ.
Заросли СМОРОДИНЫ, ОБЛИПИХИ. Корни этих растений укрепляют берега ! А вы знаете, что-нибудь об этих растениях?
УЧАЩИЕСЯ: ИВА - это влаголюбивое растение, пере дождем она плачет. Её нежные, тонкие ветки касаются земли, образуя зеленые водопады. Используется в медицине, ранний медонос. АКАЦИЯ - ее цветы используют в медицине, при изготовлении духов, это прекрасный медонос. Ее ароматом наслаждаются люди. ГЛЯДИЧИЯ - семена находятся в огромных, спирально закрученных стрючках и используются в медицине. ОЛЬХА - достигает 20 м, молодые листочки очень клейкие. Она обогащает почву азотом, корневая система поверхностная. Древесину используют для копчения рыбы, а молодые побеги заготавливают для скота. Шишки используются в медицине, как вяжущее средство.
СМОРОДИНА - ее корни и плоды используются в медицине, в плодах много витамина С, прекрасный медонос. ОБЛЕПИХА - неприхотливое , переносит перепады температур, сильнейшая корневая система. Используется в медицине, для лечения ожогов, ранозаживляющее и болеутоляющее средство.
РУСАЛОЧКА: Это - РОГОЗ, ОЗЕРНЫЙ КАМЫШ, ОСОКА, СУСАК, АИР, ГРЕЧИХА ЗЕМНОВОДНАЯ, ИРИС-КАСАТИК, СУСАК-ЗОНТИЧНЫЙ, ХВОЩ ПРИРЕЧНЫЙ, ЧАСТУХА ПОДОРОЖНИКОВАЯ.
РУСАЛОЧКА: А вы что-нибудь знаете об этих растениях?
УЧЕНИК: КАМЫШ-ОЗЕРНЫЙ - это многолетнее растение, высотой 2 метра, цветет с мая по июль. Образует непроходимые заросли, соцветия невзрачные. РОГОЗ - имеет красивые коричневые необыкновенные соцветия. Ими украшают интерьеры квартир. ТРОСТНИК- многолетний злак, высотой до 4 м. Украшен пушистой метелкой. ОСОКА- растение с горизонтальными корневищами и жесткими, ланцетными листьями. Ими очнь легко порезать руку. СУСАК- растения 150см высотой, мечевидные листья собраны В прикорневую розетку. ЧАСТУХА - Подводные листья появляются раньше надводных. Цветет бледно-розовыми соцветиями. ХВОЩ - размножается летом. Красивая , нежная зелень Напоминает елочку, с шишкой на верху.
РУСАЛОЧКА: Посмотрите внимательно на пруд, вы увидите удивительную картину. С увеличением глубины, камыш уступает место КУБЫШКАМ, КУВШИНКАМ. Рвать эти красивые цветы нельзя! Размножаются эти растения семенами, а сорвав цветок, вы поломаете толстый, мясистый стебель, из-за чего растение загнивает и погибает. На ночь эти прекрасные цветы прячут свои соцветия в воду, а утром просыпаясь, вновь раскрывают лепестки. На смену белым и желтым цветам приходят розовые - это СТРЕЛОЛИСТ. Это растение интересно тем:, что имеет 3 вида листьев. Ланцетные под водой, округлые на воде, и стреловидные возвышаются над водой. На поверхности воды можно увидеть самое маленькое растение-РЯСКУ. А вот выглядывают из воды соцветия - РДЕСТА, белые цветочки ТЕЛОРЕЗА и ВОДОКРАСА. И конечно же не возможно не заметитьголубые глазки - НЕЗАБУДКИ и рядом белое покрывало - БЕЛОКРЫЛЬНИКА.
ВОДЯНОЙ: Но это же не все!. В тихих заводях на зеркале водоема можно встретить бегающих по воде хищных КЛОПОВ- ВОДОМЕРОК, Быстро плавающих кругами жуков - ВЕРТЯЧЕК. Из под листочка добрыми глазами смотрит лягушонок. В зарослях можно уводеть ЦАПЛЮ, ЛЕБЕДЕЙ, УТОК, ВЫПЬ. Эта красота не может обойтись без порхающих "цветочков" - БАБОЧЕК, любопытных СТРЕКОЗ. Можно услышать писк КОМАРА, или жужжащего ЖУКА, БОЖЬЮ КОРОВКУ. А среди корней прибрежной растительности ползущего УЖА или ЗМЕЮ, торопящуюся куда-то ЧЕРЕПАШКУ. Прислушайтесь. Да это же поют ПТИЦЫ. Давайте послушаем их.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «ПЕНЬЕ ПТИЦ»
ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО. (растения)
РУСАЛОЧКА: А теперь мы погружаемся в водное царство. Кто мне поможет разобраться в растениях?
УЧЕНИК: В толще воды мы можем увидеть одноклеточные водоросли ХЛОРЕЛЛУ И ХЛАМИДОМАНАДУ. Из нитчатых- СПИРОГИРУ (спиральный хроматофор), УЛОТРИКС (хроматофор виде полукольца), КЛАДОФОРУ (с сетчатым хроматофором). Из зеленых - УЛЬВА, НИТЕЛЛА, ХАРА. Из бурых - ЛАМИНАРИЯ, ЦИСТОЗЕЙРА. Красные водоросли- АНФЕЛЫДИЯ, РОДИМЕНИЯ, ПОРФИРА, ФИЛЛОФОРА.
УЧЕНИК: Водоросли имеют огромное значение: образуют прибрежный ил, служат кормом для животных, идет и и ищу человека, обогащпет воду кислородом, служит убежищем. Из водорослей получают целлюлозу. Хлорелла является индикатором чистой воды.
ВОДЯНОЙ: Что мы еще можем увидеть в водоеме?
УЧЕНИК: АМЕБУ, ИНФУЗОРИЮ-ТУФЕЛЬКУ, IЩКЛОШ, ДАФНИЙ, РАКА, ТРИТОНА, ПАУКА-СЕРЕБРЯНКУ, ЖУКА-ПЛАВУНЦАД,
УЛИТКУ, ПЕРЛОВИЦУ, ЛИЧИНКУСТРЕКОЗЫ, ПИЯВКУ, ГОЛОВАСТИКА., рыб: ЩУКУ, КАРАСЯ, ОКУНЯ.
ВОДЯНОЙ:А умеют ли разговаривать рыбы? Давайте послушаем. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА. (голоса рыб)
РУСАЛОЧКА: может вы еще что-то знаете?
УЧЕНИК: Водяные ПАУКИ-СЕРЕБРЯНКИ живет в пресных водоемах, питается водными насекомыми. Запас воздуха для дыхания паук удерживает многочисленными волосками на брюшке. Самка строит из паутины колоколообразное подводное гнездо с запасом воздуха. В нем помещает кокон и охраняет их до выхода молоди. Черепаха питается насекомыми, моллюсками, червями, земноводными, водорослями. Зимой впадает в спячку. Половозрелой становится на 9 году.
УЧЕНИК: Важная роль в очистке воды принадлежит растению ВОДЯНОЙ ГИАЦИНТ, поглощающий огромное количество ядовитых веществ, вредные отходы производства. И еще - КАМЫШ очищает воду от болезнетворных бактерий, излишков солей, отходов нефти. Таким образом, все обитатели пруда помогают жить друг другу и самому пруду.
УЧИТЕЛЬ: Да, ребята, и мы с вами должны помогать жить нашим прудам, речушкам, родникам. Чистая вода нужна всем, без нее невозможна жизнь на Земле.
«Люди бросают грязь и мусор,
Не любят реченьку свою,
Ах, если б слышали вы люди,
Как стонет речка по утру.
А возле леса на опушке,
Грибы давно уж не растут,
Завалено все страшной кучей,
А все везут, везут, везут».
УЧИТЕЛЬ: Запишите , пожалуйста, какие растения и животные вы запомнили. Прочитайте.
РЕБЯТА! Мы с вами совершили увлекательное путешествие на водоем. Узнали что называют биоценозом. Для многих стало открытием, что рыбы разговаривают. Без природы мир казался бы нам пустым и мрачным. Давайте вместе будем, бережно относится к природе и охранять ее. Как призывал охранять природу ПРИШВИН: «ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ, ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ РОДИНУ»

ПЛАН УРОКА

ЦЕЛЬ:
Образовательная - расширить знания учащихся о многообразии, деревьев, осуществить межпредметные связи по данной теме, используя литературу, ИЗО, русский язык, музыку.
Развивающая - показать, как-то пользу приносят деревья человеку.
Воспитывающая - привитие любви к природе России.

ОБОРУДОВАНИЕ: Иллюстрации с изображением плодовых и декоративных деревьев, листы бумаги, кисточки, краски, ТСО, короткометражный фильм «Растительный мир России», сборники стихов, литературные произведения, магнитофон, диск с записями песен о березе.

ХОД УРОКА

1. БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ по результатам проведения экскурсии.
          УЧИТЕЛЬ: - Что мы узнали интересного на экскурсии?
          УЧАЩИЕСЯ: - Познакомились с деревьями нашего города.
          УЧИТЕЛЬ: - Какую пользу приносят деревья?
          УЧАЩИЕСЯ: - дают кислород, плоды, тень, служат кормом для животных, человек использует стебли, листья, цвет и плоды растений, очищают воздух.
          УЧИТЕЛЬ: -Что вы знаете интересного о деревьях нашего города?
          УЧАЩИЕСЯ: -
          а) Ива - достигает 30м в высоту, перед дождем плачет, мягкая древесина используется для резьбы по дереву, выдалбливают корыта, делают веревки, плетут лапти. В медицине используют как противовосполительное средство, вяжущее, является ранним медоносом. Мы познакомились с ивой белой и ивой корзиночной.
          б) Тополь - размножается отпрысками, может дать более 20 Оотпрысков. Почки и листья используются для успокоительных ванн. Эфирное масло из почек используют в парфюмерной промБппленности. Пчелы собирают на листьях и почках клейкое вещество и превращают его в прополис. Но часто во время цветения пух вызывает аллергию. Огромная листовая масса очищает воздух от пыли и обогащает кислородом. Летучие выделения молодых листьев губительны для вредных микроорганизмов.
          в) Рябина - это растение имеет красивые плоды. Есть рябина Сибирская, Амурская, Тяныпанская. Плоды используются в медицине, употребляются в пищу: изготовляют мармелад, пастилу, варенье, ликер, уксус, квас. Упругая древесина идет на изготовление музыкальных инструментов, для поделок, служит основным кормом для соболя, хороший медонос.
          г) Дуб - относится к долгожителям, Он живет более 2 тыс, лет, достигает высоты 40м. Плоды дуба любят кабаны, свиньи. Первый хлеб пекли именно из желудей дуба. Кора дуба обладает вяжущим средством. Для выработки шкур и кожи используют кору дуба. В медицине используется, как противовоспояительное, при болях в желудке. В воде дуб не гниет, и из выдержанного дуба изготовляют дорогостоющую мебель. На листьях дуба есть галлы, из которых при соединении с железом и термической обработке получают чернила.
          д) Каштан- конский и съедобный. Из плодов съедобного каштана получают муку, не уступающую пшеничной. Это теплолюбивое растение, цветет в конце мая, очень красивыми соцветиями, напоминающими свечи. Прочная древесина используется как строительный материал. В столярном деле из нее изготовляют бочки для самых дорогих вин. Листья каштана содержат витамин К и танины, поэтому применяется в медицине при внутренних кровотечениях, получают дубильные экстраты.
е) Вяз- растение в 7 раз лучше очищает воздух, чем клен и липа. Кора у вяза съедобная, прутья вяза находят самое разнообразное применение.
ж\ Клен- неприхотливое растение, в его соке содержится 4% сахара. В Канаде из сока делают кленовый сахар. Существует много видов клена.
          з) Липа- высокое дерево, листва и соцветия придают ей необыкновенную привлекательность во время цветения и привлекает своим ароматом. Это хороший медонос, с одного гектара пчелы собирают до 800кг меда. Внутренняя часть коры - лыко, используется для изготовления лаптей. На изготовление одной пары лаптей нужно три пятилетних деревца. Цветы используются в медицине, как противовосполительное средство, общеукрепляющее, жаропонижающее.

2. ПРОСМОТР КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА, снятого на камеру, во время экскурсии по городу
          УЧИТЕЛЬ: - Какое дерево вам больше всего понравилось? - Символом России является дерево...?
          УЧАЩИЕСЯ: Предполагаемый ответ- береза.
          3. РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ о березе.
Опять о них, кудрявых и белесых..
А что тут делать, если на Руси.
У всех дорог встречаются березы.
Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси...
          Нет в русском лесу дерева, роднее и ближе, чем береза. И может быть, нет на свете дерева - красивее березы.
          Тонкая, ажурная, бледно-зеленая листва над молочно-белым стволом, удивительно хорошо сочетается с серо-голубым небом и всегда побуждает в нас нежное, доброе чувство, рождает ощущение необыкновенной радости и полноты жизни. Так описывал березу писатель И.Соколов-Микитов:
Ты до того березонька красива,
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я не мыслим без твоей красы.
          Но как бы ни была красива одна береза, или даже завещанная нам Лермонтовым чета белеющих берез, совсем другое дело- целый березовый лес. Он хорош во всякую пору. В березовом лесу всегда светлее, чем в каком-то другом: как будто березы сами светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя. К роду берез относятся около 120 видов, из них в России произрастает 40 видов. Первое место принадлежит березе бородавчатой.
          Это дерево вырастает до 30 м. высотой, с гладкой белой корой, и крупными ветвями. Молодые побеги красно-бурые, усаженные смолистыми бородавочками, часто повислые, отчего крона приобретает плакучую форму. Листья ромбически-яйцевидные, с клиновидным основанием, голые, дважды пильчатые. Цветки в однополых сережках. Плоды односеменные орешки, с крылышками. Рано распускается и опыляется ветром. Плодоносить начинает с 20 лет, на открытых местах с 10. Есть еще даурская, японская, повислая и др.Общая площадь березовых лесов в России - 90 млн. га. Произрастают березы повсеместно.
          УЧИТЕЛЬ: - А что вы знаете о березах?
          УЧАЩИЕСЯ:
          1. Цветут березы в апреле-мае. Плоды настолько легки, что отлетают от материнского дерева на 0,5 км. 70000 семян весят всего 4гр. Зеленые насаждения берез площадью в 1га усваивают за 1 час 8кг углекислого газа, столько выделяют 200 человек.
          2. Березы не любят затяжных дождей, так как дождь вымывает из листьев сахар, кислоты, питательные вещества. За 2 суток дождь может вымыть больше половины калия, кальция, магния, фосфора, серы, азота. Фотосинтез не идет и растения бледнеют и испытывают голод.
          3. Есть еще береза пушистая, которая похожа на обыкновенную березу, только у нее опущенные ветки. Издавна люди охотились за карельской березой, что привело почти к полному уничтожению.
          Но есть еще крохотная жительница карликовая береза. Высота ее достигает несколько сантиметров, а ствол не толще карандаша.
          УЧИТЕЛЬ: - За что это дерево уважает медицина?
          УЧАЩИЕСЯ: - Почки, ее используются в медицине:
- при повышенном артериальном давлении;
- при плевритах;
- при недостатке кровообращения;
- при камнях в желчном пузыре;
- воспалении суставов;
- как болеутоляющее средство, противовосполительное, потогонное, мочегонное, отхаркивающее;
- средство для улучшения роста волос, витаминные настои богатые аскорбинкой;
- в ликеро-водочном производстве.
          УЧАЩИЕСЯ: - предлагают посмотреть схему на ватмане: «Что можно получить из березы».
Фанера, лыжи, мебель, катушки, спирт, уксусную кислоту, березовый уголь, который долго горит и не коптит, вяжут веники для бани, из бересты делают короба, туески для ягод, солонки. Ведра, берестой крыли крыши (она долго не гниет), ею оборачивают столбы, зарываемые в почву, как писчий материал, деготь, лосьоны, сок, для окраски одежды, кремы.

4. БЕРЕЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ.
          УЧИТЕЛЬ: Да, это красивое дерево в любое время года. Своей красотой березы воодушевляли писателей и поэтов, которые восхищались и выражали свой восторг в произведениях.
          УЧАЩИЕСЯ Читают стихи о березе (зто задание они получили заранее):
БЕРЕЗКА
На заре зеленую березку
В краю весеннего села.
Полоснул ножом своим подросток,
Мимоходом, в шутку, не со зла.
Может быть, с сегодняшнего утра
Ей не встать бы, сбитой наповал.
Только кто-то ласковый и мудрый.
Рану у нее забинтовал,
И ушел, оставшись безымянным.
Доброглазый этот человек...
Затянуло время злую рану,
К солнцу новый вскинула побег,
И огонь ликующе зеленый, С той поры в ветвях ее не гас.
Очень уж хотелось, знать спасенной;
Кто ее от смерти верной спас?
И тянулись ветки в час затишья,
Каждого потрогать из ребят...
Не тебя ль березка эта ищет?
Очень жаль...
Я думал, что тебя.

          Да! Многое могут сделать люди. Посадить березку, сохранить ее и даже взять с собой в заоблачные дали. Как это сделал Борис Волынов, взяв в космический полет с собой веточку подмосковной березы. Вернулась на Землю веточка, приживили ее снова к родному стволу. И приросла она, зацвела на радость людям. И никому не придет в голову, что она побывала в космосе.
          Человек не только должен любоваться природой, но должен ее также приумножать и охранять. Ведь не даром народная мудрость гласит: «Того, кто посадил дерево, поблагодарят внуки. А того, кто погубил- проклянут и дети.»

«ПАСТУХ КОРУ НАДРЕЗАЛ У БЕРЕЗЫ» Н. Брауна.
Пастух кору надрезал у березы.
Склоняясь, тянет сладкий сок,
За каплей, капля падает в песок,
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
А над землей дыхание весны,
И все деревья с корня до листочков,
Едва раскрывшихся, напоены
Железной силой, рвущей силы почек.
Так ясен день! Так небосвод глубок!
Там журавли курлыча, пролетают!
И в этот миг, березке невдомек
Что может быть, смертельна рана злая.
Что может быть от муки холодея,
Она увянет к будущей весне:
Иссохнет ствол, и ветви онемеют
И помертвеют корни в глубине.
Но этот черный день еще далек.
И долго будет кровь ее струиться.
И пчелы пить густой пахучий сок.
Покуда ж все как прежде зеленеет,
Наряд ветвей, и зелень так свежа!
И пьет пастух.
И на коре желтеет
Глубокий след пастушьего ножа!
Смотрите в приложении к уроку. (стихи)

          УЧИТЕЛЬ: Много довелось увидеть за свой долгий век русской березе:
          Я не знаю, кто давал позывные радиостанциям, но знаю, что не было полка, дивизии, где бы молоденькая, стройная как березка, радистка не кричала в трубку нолевого телефона:
«Я - березка! Я - березка! Отвечайте. Сколько приказов и сводок передала эта «березка» , сколько она сообщила радостных вестей. Но слышала фронтовая радия и другие позывные:
          «Я - береза! Я - береза! Наш КП окружили немецкие танки! Все ушли в атаку! Никто не вернулся! Я - одна! Я не успею сжечь документы. Давайте огонь на меня! Я - береза! Я - береза!.
          Так и не вернулась с поля боя наша березка. РУССКАЯ БЕРЕЗА! Я произношу эти слова и мысленно вижу сотни тысяч берез, которые протянули свои ветки: к могилам неизвестных солдат. На братских могилах растут березы. Березы - это символ России, жгущее воспоминание о войне.
5. БЕРЕЗА - СИМВОЛ РОССИИ
          УЧИТЕЛЬ:
«Ты так мила, мне, до любой росинки,
В твоих просторах дремлет тишина»
Россия и береза! Эти два слова, как бы слиты воедино. И нет в русском лесу дерева более поэтичного, чем береза. Известный ансамбль народного танца носит ласковое название « Березка», который знают далеко за пределами нашей Родины. А сколько красивых песен поется о ней. И где бы не росла русская березка, везде она приносит людям радость, свет. Стоит она красавица русского леса, ветерок шелестит ее ветвями, благодатный дождик поливает ее листья, живительное солнце греет ее, а зимой снежная шуба прячет от мороза. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу березку! Это же сама РОССИЯ, милая Родина наша, гордыми и светлыми очами смотрит на мир! И будет стоять она вечно, как наш народ, как наша русская земля!
"БЕРЕЗКА" Пинясов.
Для меня березка- часть России,
Есть она и будет, и была...
Вот березку росы оросили
И стоит она белым - бела.
Сколько раз осколки били в каску
Но живым я вышел из огня;
Верил я, не в присказку, не в сказку,
А в березку, ждущую меня.
Ты, березка, искренне поведай,
Эту быль подснежникам весны,
Как ждала, ждала с победой.
Сорок с лишним месяцев войны!
Снова у родного перекрестка,
Я стою взволнованный с утра - Вот она, заветная березка,
Теплый образ света и добра

          Не только писатели, поэты любовались даром природы, композиторы писали музыку. Давайте послушаем песни. ЗВУЧИТ МУЗЫКА, исполняются песни о березах. (Смотрите в приложении к уроку)
6. БЕРЕЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ И ДЕТЕЙ.
          УЧИТЕЛЬ: Красоту берез воспевали и художники, они запечатляли ее на полотнах. Давайте посмотрим иллюстрации и картины великих художников. И проведем конкурс на лучший рисунок. Используя способы проведения прямой линии и примакивания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Звучит музыка, учащиеся рисуют березу. Из рисунков оформляем выставку.
          УЧИТЕЛЬ: Любите природу так, как призывал ее любить великий русский писатель А.П.Чехов.
«Когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко виноват буду и я. Когда я сажаю березку, и вижу как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью».
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
          УЧИТЕЛЬ: на уроке мы узнали много нового о значении деревьев.
Пришли к выводу, что самым красивым деревом оказалась береза, что она является символом России, что ее красотой любовались во все века художники, поэты, композиторы. Что много деревьев беспощадно истребляется, и что береза тоже нуждается в охране. УЧАЩИЕСЯ: высказывания и пожелания детей.
Комбинированный урок очень понравился, своим богатым материалом о растительном мире, обширным кругозором. Одним понравились песни, другим стихи, а третьи с З'довольствием рисовали. Учащиеся хотели бы чаще проводить такие уроки.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
          Продолжить начатую тему дома: прочитать стихи о природе, можно нарисовать любое растение, прочитать рассказ о природе.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
СТИХИ.

1. "Береза" В. Рождественский.
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей.
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на полянке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла
Дождинки встряхнув, улыбнется
Береза и вновь весела.
Наряд ее легкий, чудесен,
Нет дерева сердцу милей
И много задумчивых песен,
Поется в народе о ней.
Он делит.с ней радость и слезы.
И так ее дни хороши.
Что кажется - в шуме березы,
Есть что-то от русской души.

2. Фет
Учись у них - у дубаи березы.
Крутом зима жестокая пора.
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула сжимаяся кора
Все злей метель и скаждою минутой
Сердито рвет последние листы.
И за сердце хватает холод лютый,
Они стоят молчат, молчи и ты.
Но верь весне. Ее примчитчся гений.
Опять теплом и жизнею дыша,
Для ясных дней, для новых откровений,
Переболит скорбящая душа.

ПЕСНИ О БЕРЕЗЕ.
1. Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины?
Над ширью пашен и полей,
И у берез и тополей,
Спросите вы у тех солдат,
Что под березами лежат.
И вам ответят их сыны.
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны.

2. Ты тоже родился в России
В краю полевом и лесном,
У нас в каждой песне береза.
Береза под каждым окном.
На каждой весенней поляне.
Их белый живой хорововод.
Но есть в Волгограде березка.
Увидишь и сердце замрет.

3. Лишь только по денежник
Распустится вновь,
Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах,
Появляется сок,
То плачут березы,
То плачут березы.

4. Отговорила роща золотая,
Березовым веселым языком,
Печально пролетая
Уж не жалеют больше ни о чем.
И журавли печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.

5. Мееяц свои блестки,
По лугам раскинул.
Стройные березки,
Стройные березки,
Что-то шепчут липам.
Травы, травы, травы не успели.
От росы серебряной согнуться.
И такие нежные напевы,
Отчего-то прямо к сердцу льются.

          Захарова Г. И.Галина Ивановна мечтала стать медиком, но так уж получилось, что стала педагогом. И не жалеет об этом. Дети чисты и искренни, не дают стареть и заставляют постоянно учиться, чтобы ответить на любой их каверзный вопрос. Галина Ивановна быстро нашла подход и общий язык с ребятами, общение с детьми дает ей радость. Ее учащиеся занимают призовые места на районных слетах и областных олимпиадах по биологии, потому что она умеет донести до них знания.
          Но первое, о чем расскажут в школе об этой учительнице, так это то, что Галина Ивановна - мать четырех сыновей. В наше время это - настоящий подвиг, при всей занятости и непростой экономической обстановке вырастить четырех сыновей!
          Любит Галина Ивановна детей, и своих, и чужих, впрочем, чужих детей не бывает, все вокруг наши, в этом убеждена учительница. По стопам матери пошел старший сын Сергей. Он оканчивает магистратуру при Кубанской государственной академии по специальности "тренер-преподаватель парусного спорта". Другой сын — Петр - неоднократный призер первенств России по парусному спорту и продолжает обучение в Ростовском педуниверситете. Женя — студент Новочеркасской мелиоративной академии, а Саша — пока школьник ЦСШ №3.
          С теплотой и благодарностью вспоминает каждый день Галина Ивановна своих учителей, которые научили ее любить жизнь, детей. Среди них: А. М. Кузнецова, А. С. Болдырев, А. А. Давыдов, А. М.Попова, Г. А. Селенский, Н. Д. Щербакова, Л. И. Рябчун, Н. М. Ермакова и все остальные

Т. ШЕИНА
газета «Придонье»

Авторизация

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов