foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
.

Образование — лицо разума.

Страничка новостей МБОУ СОШ №2

Новости нашей школы

Перейти

Дневник

Дневник.ру — единая образовательная сеть, которая делает образование в России эффективным и доступным!

Перейти

УРОК ЦИФРЫ

Всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий

Перейти

Форма для подачи заявления на портале Госуслуг

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой - сообщите о ней!

Перейти

Главное меню

До Последнего Звонка осталось
3
4
Дня
1
2
Часов
2
2
Минуты
3
1
Секунда
«Вам памятник, учителя,
Я высек бы из красного гранита,
Установил бы на просторе Большое человеческое сердце»
(А. Дусенбиев)

Я думаю, что это был бы самый удачный в мире памятник — человеческое сердце, открытое навстречу людям.
Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, лётчики и инженеры – всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научить? Какой след оставить в юных сердцах?
Когда я произношу слово – «учитель» меня всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Ведь я сама – учитель. Казалось бы это самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Вот почему до сих пор меня охватывает волнение, когда я произношу это слово. Какой же я учитель, что я значу для своих учеников? Ведь я не просто даю знания по математике, но наверное и оставляю какой-то след душе каждого ученика: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Ведь мне не всё равно, каким будет мой ученик.
Я помню свой первый учительский день, когда я первый раз вошла в деревенскую школу (Лозновская средняя школа Цимлянского района). Детвора и учителя раскрыв глаза, рассматривали меня. Уверенность пропала сразу. Для чего я здесь? Случайностей в жизни не бывает… Подошел директор (Гладков В. И.) и сказал: «Я думаю, что ты будешь солнцем для своих учеников». И на душе у меня стало тепло. Я – учитель математики. Я веду по ступеням знаний своих учеников, преподавая один из самых сложных предметов. И очень важно, чтобы этот путь был значимым, уверенным, радостным и преодолимым. Как приблизиться к внутренним тайнам детей? Как не погасить веру в себя, в учителя? Вновь и вновь я задаю себе эти вопросы, вновь и вновь ищу на них ответы. «Познание начинается с удивления». С каждым годом всё более убеждаюсь в этой мудрости. Осенью 2007 года мы пошли с детьми в поход, остановились возле дерева, разбитого молнией. Ребята с интересом рассматривали его, но только Лера сказала: «Посмотрите, оно же плачет. Ему же больно!» Я подумала: почему она увидела то, чего не увидели другие? Ведь именно такие дети создают на уроках массу проблем, они не числятся в отличниках, да и с дисциплиной не всё в порядке. То, что такие дети самобытны, умеют нестандартно мыслить – вне всякого сомнения. На сегодняшний день у меня появилось непреодолимое желание понять сущность таких детей, их человеческую природу.
С. В. Образцов говорил: «Почему человек становится большим учёным, художником, скульптором, поэтом? Чем отличаются эти люди? Талантом? А что такое талант? Умением видеть то, что не увидели другие. Откуда берётся такое умение? Где его источник? Его источник, говорил он,— это способность человека удивляться. Удивляться и спросить самого себя «Почему?» И захотелось ответить на этот вопрос
химической формулой,
математическим подсчётом,
красками на холсте,
стhочками стиха…»
Кстати сказать, именно из интереса к «неудобным» родилось исследование американского психолога П. Торренса. Работая с такими детьми, он понял, что они одарены не интеллектуально, а творчески. «Для них характерна собственная работа мысли. Всё они пропускают как бы через себя, через собственное видение мира. Именно поэтому им гораздо труднее учиться, чем придумывать. Эти дети обладают творческим даром».
Вопросы творчества, творческих способностей детей рассматриваются и в отечественных исследованиях. Л. С. Выгодским, В. В. Давыдовым и многими другими. Понятие «творчества» включает в себя два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, творчество – это деятельность по созданию продукта, получению нового результата, во-вторых, это процесс достижения результата, в котором реализуются потребности и способности, происходит саморазвитие личности. Опыт творческой деятельности на уроках математики я рассматриваю в двуедином качестве: как процесс и результат деятельности, обеспечивающий включение учащихся в создании субъективно нового на основе применения усвоенных знаний, практических умений и актуализации личностных функций в различных ситуациях.
Школа – это мир детства, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Таким образом, моя задача как учителя – создать особую атмосферу доверия на уроке, атмосферу теплоты и ценности человеческого общения, значимости моего предмета. Что сделать, чтобы у ученика зародился творческий дух, желание учиться, желание получать знания? На этот вопрос я отвечаю так: надо подумать о том, как помочь ему усвоить формулу «трёх У»
Это Уверенность, Успех, Удовольствие
Суть её такова: ребенок готов заниматься чем угодно, если ему понятна суть работы; если выполняя её, он видит результат, который к тому же положительно оценивается окружающими; если, справившись с трудной задачей он испытывает чувство удовлетворения, а после похвалы взрослого — и чувство гордости за себя.
Школа творческой деятельности будет работать наиболее продуктивно, если в ней будет максимально учтена идея сотрудничества и сотворчества трёх ролевых позиций: «Учитель», «Учёный», «Учащийся»,— которая заключается в следующем: все субъекты педагогического процесса в ходе совместной деятельности постоянно меняются позициями, выступая в каждой особенным образом.
«Учащийся» — это человек, который хочет и может учить себя, сотрудничающий с учителем, сам или с его помощью выстраивающий свой образовательный маршрут.
«Учитель» — это человек, создающий условия для развития личности своих учеников, умеющих сотрудничать с ними, стимулировать их творчество, помогать выбрать свой образовательный маршрут, который приведёт к вершинам профессионального и личностного развития.
«Учёный» — это человек, который ведет исследовательскую работу, ставит задачи, ищет варианты их решения, индивидуального или в сотрудничестве с учителем-практиком и учащимися учебного класса, находит способы и пути их решения.
На своих уроках я пытаюсь создать творческую атмосферу. Свою работу я разбила бы на три блока:
1 блок. Воспитание у школьников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: развитие памяти, путём устного счёта, сообразительности, путём решения нестандартных задач, привычки анализировать и осмысливать факты, путём доказательства теорем. В то же время предпосылками творчества является мир эмоций, способность увлекаться, воображение. Указанные предпосылки формируют такие средства, как ролевые уроки, работа с компьютером, игровые уроки.
2 блок. Самовыражение индивидуальности личности ученика через творчество: придумай сам задачу, опровергни доказательство, найди ошибку в решении.
3 блок. Элементы исследовательской деятельности: создай свой учебник, побудь в роли учителя, групповая работа на уроках, работа аналитиков, задание для эрудитов.
Ребенок, видящий радость жизни в глазах учителя, тянется к учёбе. Как правило, если нравится учитель, то и нравится предмет. И от этого никуда не денешься. Детям надо лишь вручить волшебные ключи, которыми они откроют дверь знаний.
Мысль ребенка рождается, если он сам ищет ответы на вопросы, спорит, ошибается, отстаивает своё мнение. Поэтому одним из условий развития творческой личности на своих уроках, я считаю включение школьников в разнообразную деятельность. И моя роль как учителя – умело сформулировать вопрос, направить ученика на путь поиска ответа. Я верю, что каждый ребенок талантлив и неповторим. Чтобы раскрыться, одному нужна хорошая оценка, другому – поощрение. Главное для учителя – позволить каждому быть собой, не подавить того, кто не похож на других, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности».
Джанни Родари писал: «Многое учится со слезами горькими и бесполезными, а могло бы быть выучено легко и со смехом». Начиная урок, я словно открываю занавес и предлагаю ученикам стать участниками премьеры, во время которой рождаются мысли, открытия, чувства. В этой премьере обязательно есть место улыбке. Улыбка учителя делает отношения между детьми и взрослыми добрыми, непринуждёнными, доверительными. А когда учиться интересно и радостно – ребенок ждёт встречи с учителем, с одноклассниками. Иногда я думаю: правильно ли я выбрала свою профессию, хороший ли я учитель, добилась ли я чего-нибудь в своей работе? Но когда три года назад, я прочитала на страницах газеты «Придонье» признание в любви 29 моих учеников, когда они назвали меня не просто «классный руководитель», а «классная мама» я поняла, что не зря пошла работать учителем. Значит, слова, сказанные для меня в первый рабочий день, сбылись: «Учитель! Будь солнцем для своих учеников!»

Л. П. Перфилова

Авторизация

Участник Общероссийского рейтинга образовательных сайтов